Правительство Российской Федерации постановляет:
Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу "Чистая вода" на 2011 - 2017 годы.
Председатель
Правительства Российской Федерации
В. Путин
Прим. ред: текст постановления опубликован в "Собрании законодательства РФ", 24.01.2011, N 4, ст. 603.
в корзину
Корзина покупокв корзину
Корзина покупокО федеральной целевой программе "Чистая вода"
Постановление Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2010 г. N 1092 г. Москва "О федеральной целевой программе "Чистая вода" на 2011 - 2017 годы"
Федеральная целевая программа "Чистая вода" на 2011-2017 годы
I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
Обеспечение населения чистой питьевой водой является важнейшим направлением социально-экономического развития России.
Согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, к приоритетным направлениям развития водохозяйственного комплекса в долгосрочной перспективе относятся совершенствование технологии подготовки питьевой воды и очистки сточных вод, реконструкция, модернизация и новое строительство водопроводных и канализационных сооружений, в том числе использование наиболее экологически безопасных и эффективных реагентов для очистки воды, внедрение новых технологий водоочистки, модернизация промышленных предприятий и внедрение в технологические схемы производственных объектов оборотного водоснабжения.
В соответствии с Водной стратегией Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 августа 2009 г. N 1235-р, развитие жилищно-коммунального комплекса, ориентированное на обеспечение гарантированного доступа населения России к качественной питьевой воде, рассматривается как задача общегосударственного масштаба, решение которой должно быть осуществлено за счет реализации мероприятий федеральной целевой программы "Чистая вода" на 2011 - 2017 годы (далее - Программа).
По оценкам Организации Объединенных Наций, 1,1 млрд. человек на Земле не имеют достаточного доступа к чистой питьевой воде, а 2,6 млрд. человек не имеют достаточного доступа к воде для средств гигиены. Прогнозируется, что к 2020 году использование воды увеличится на 40 процентов и к 2025 году 2 человека из 3 будут испытывать нехватку воды.
По данным формы федерального статистического наблюдения N 18 "Сведения о санитарном состоянии субъекта Российской Федерации" за 2009 год, доля проб питьевой воды из водопроводной сети, не соответствующих гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям, составила 16,8 процента, а по микробиологическим - 5,1 процента. Пятая часть населения не имеет доступа к централизованным источникам водоснабжения и потребляет воду без необходимой предварительной очистки.
Отсутствие чистой воды и систем канализации является основной причиной распространения кишечных инфекций, гепатита и болезней желудочно-кишечного тракта, возникновения патологий и усиления воздействия на организм человека канцерогенных и мутагенных факторов. В отдельных случаях отсутствие доступа к чистой воде и системам канализации приводит к массовым заболеваниям и распространению эпидемий. Выраженный недостаток фтора в поверхностных водных источниках является основной причиной высокой заболеваемости населения Российской Федерации кариесом. Развитие исследований по выявлению риска для здоровья населения в связи с химическим и биологическим загрязнением поверхностных и подземных вод подтверждает необходимость целенаправленных действий для сокращения заболеваемости, связанной с антропогенным воздействием биологических и химических загрязнений.
Доступность и качество питьевой воды определяют здоровье нации и качество жизни. Продолжительность жизни россиян находится на нижней границе этого показателя для развитых стран. Обеспечение населения чистой водой окажет непосредственное влияние на снижение смертности, в особенности детской, и увеличение продолжительности жизни.
Повышение качества централизованного водоснабжения до уровня, достигнутого западноевропейскими странами, позволит населению использовать водопроводную воду и не прибегать к использованию бутилированной воды.
Сложившаяся кризисная ситуация в области питьевого водоснабжения обусловлена недостаточностью мероприятий по охране источников питьевого водоснабжения, неудовлетворительным техническим состоянием систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, неустойчивым финансовым состоянием организаций коммунального комплекса, несовершенством нормативной правовой базы и экономических механизмов в сфере водопользования.
По данным Федеральной службы государственной статистики за 2008 год, в Российской Федерации подается в сеть на хозяйственно-питьевые нужды более 11 млрд. куб. метров воды в год, однако 30,5 млн. человек, или 22 процента населения, не обеспечены услугами централизованного водоснабжения. По данным Федеральной службы государственной статистики за 2009 год, централизованный водопровод отсутствует в 11 процентах городов и 53 процентах сельских населенных пунктов.
В Российской Федерации около 40 процентов водопроводных сетей нуждаются в замене, при этом ежегодно меняется не более 1,5 процента водопроводных сетей. По данным Федеральной службы государственной статистики, на конец 2009 года степень износа основных фондов, задействованных в распределении, сборе и очистке воды, составила 53,8 процента (в 2003 году - 51 процент).
В Российской Федерации не проходят очистку 7 процентов сточных вод. Из сточных вод, проходящих очистку, до нормативных требований доводится менее половины (46 процентов). Одна треть канализационных сетей нуждается в замене, при этом в 2009 году было заменено только 0,4 процента общей протяженности сетей. Значительное влияние на состояние окружающей среды оказывают аварии в системе сетей канализации. По одной аварии в год происходит почти на каждом 5-м километре канализационной сети.
Неудовлетворительное состояние систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод вызвано недостаточным финансированием отрасли.
В России вся выручка сектора водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод в 2009 году составляла 300 млрд. рублей, при этом капитальные затраты составили лишь 11 процентов операционных расходов организаций, осуществляющих свою деятельность в секторе водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод (далее - организации). В мире это соотношение составляет 74 процента, то есть примерно 43 процента расходов организаций составляют расходы на вложения. Вследствие низких капитальных инвестиций инфраструктура, связанная с водоснабжением, водоотведением и очисткой сточных вод, стремительно изнашивается, что приводит к перерывам в поставках воды и снижению ее качества.
Тарифы на услуги водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод в России приблизительно в 3 раза ниже, чем в странах Западной Европы. При этом рост тарифов в России обусловлен в первую очередь ростом операционных расходов, в результате чего в перспективе платежи населения за воду в России будут сопоставимы с расходами западноевропейских потребителей при значительно более низком качестве предоставляемых услуг.
При относительно низком уровне тарифов потребление питьевой воды в России значительно превышает потребление воды в развитых странах, наиболее экономично использующих воду. Это связано с высокими потерями воды при транспортировке и отсутствием у потребителей стимулов к экономии.
Большая часть расходов водоснабжающих организаций связана с закупкой импортного оборудования, сырья и материалов. В России наблюдается дефицит собственного производства оборудования и реагентов, таких, как коагулянты, флокулянты, окислители, биоциды, стабилизаторы, антинакипины, сорбенты, ионообменные смолы и синтетические фильтрующие загрузки, то есть продуктов, необходимых для обеспечения современных технологий водоподготовки.
При разработке вариантов реформирования сектора водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод в качестве возможных подходов к решению вышеизложенных проблем рассматривались 2 основных подхода.
Пассивный подход заключается в прямой государственной поддержке проектов по осуществлению инвестиций в сектор водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод. К преимуществам этого варианта можно отнести наличие опыта и отработанной нормативно-методической базы в области разработки и реализации подобных программ.
Применение этого подхода дает возможность реализовать отдельные проекты, но не позволяет создать эффективную модель развития сектора, работающую без регулярного вмешательства государства. В частности, реализация этого подхода не обеспечивает создания условий, предпосылок и стимулов для повышения инвестиционной привлекательности и развития сектора водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод на новой технологической основе, повышения качества услуг организаций водоснабжения и качества воды, потребляемой населением. Наиболее эффективным механизмом, использующим этот подход, является реализация региональных программ в секторе водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, финансирование которых осуществляется из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и за счет средств внебюджетных источников.
Второй подход предполагает запуск новых экономических, организационных и правовых механизмов, направленных на развитие конкурентного бизнеса, привлечение частных инвестиций и передовых технологий в сектор водоснабжения и расширение механизмов государственно-частного партнерства.
Предлагаемые в рамках 2-го варианта механизмы взаимодействия различных уровней власти, частных операторов и инвесторов носят институциональный характер и призваны сформировать долгосрочную систему отношений, основанную на создании условий для привлечения долгосрочных частных инвестиций в сектор водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод путем совершенствования законодательства Российской Федерации о тарифном регулировании в сфере жилищно-коммунального хозяйства в части долгосрочного тарифообразования, законодательства Российской Федерации о государственно-частном партнерстве в части упрощения процедур заключения концессионных соглашений, экологического и других областей законодательства Российской Федерации. Вместе с тем предлагается осуществлять поддержку реализации региональных программ в секторе водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод.
Целесообразность использования программно-целевого метода для перехода к устойчивому функционированию и развитию сектора водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод определяется тем, что:
задача по обеспечению населения чистой водой входит в число приоритетов долгосрочного социально-экономического развития страны, ее решение позволяет обеспечить возможность для улучшения качества жизни населения, предотвратить чрезвычайные ситуации, связанные с функционированием систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, создать условия для эффективного функционирования и устойчивого развития организаций и обеспечить рост производства в смежных секторах промышленности;
необходимые капитальные вложения не могут быть осуществлены в пределах одного финансового года и требуют значительных расходов бюджетов различных уровней;
проблемы снабжения населения чистой водой носят комплексный характер, а их решение окажет существенное положительное влияние на социальное благополучие общества, общее экономическое развитие и рост производства.
В соответствии с Водной стратегией Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 августа 2009 г. N 1235-р, решение задачи обеспечения населения качественной питьевой водой планируется осуществлять в рамках Программы, к основополагающим принципам которой необходимо отнести устранение причин несоответствия качества воды, подаваемой населению, гигиеническим нормативам, а также дифференциацию подходов к выбору технологических схем водоснабжения населения крупных и средних городов, малых городов и отдельно сельских поселений.
На решение задач и достижение целей Программы в рамках программно-целевого метода решения проблемы могут оказать влияние следующие риски:
нормативные правовые риски. Реализация Программы во многом определяется совершенствованием нормативной правовой базы, регулирующей деятельность организаций. Задержка принятия запланированных нормативных правовых актов может существенно снизить результативность Программы;
макроэкономические риски, обусловленные влиянием изменения состояния финансовых рынков и деловой активности, которое может отразиться на стоимости привлекаемых средств и сократить объем инвестиций, в том числе в сектор водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод;
региональные и муниципальные риски. При реализации мероприятий по модернизации систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод возможно появление объектов незавершенного строительства в результате задержки финансирования со стороны субъектов Российской Федерации - участников Программы.
II. Основные цели и задачи Программы, перечень целевых индикаторов и показателей, отражающих ход ее выполнения
Целью Программы является обеспечение населения питьевой водой, соответствующей требованиям безопасности и безвредности, установленным в технических регламентах и санитарно-эпидемиологических правилах. Для достижения этой цели необходимо решение следующих основных задач:
развитие системы государственного регулирования в секторе водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, включая установление современных целевых показателей качества услуг, эффективности и надежности деятельности сектора водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод;
создание условий для привлечения долгосрочных частных инвестиций в сектор водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод путем совершенствования законодательства Российской Федерации о тарифном регулировании в сфере жилищно-коммунального хозяйства в части долгосрочного тарифообразования, законодательства Российской Федерации о государственно-частном партнерстве и экологического законодательства Российской Федерации;
модернизация систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод посредством поддержки региональных программ субъектов Российской Федерации, направленных на развитие водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод.
Указанные задачи являются необходимыми и достаточными для достижения цели Программы и направлены на стимулирование притока долгосрочных частных инвестиций в объекты жилищно-коммунального хозяйства (в случае, если не нарушаются утвержденные критерии доступности), а также на поддержку мероприятий в населенных пунктах с неблагоприятным состоянием поверхностных источников питьевого водоснабжения и мероприятий в населенных пунктах с численностью населения до 100 тыс. человек.
Важно отметить, что расходы федерального бюджета, возникающие в связи с принятием Программы, не оказывают существенного влияния на достижение цели Программы. Так, выделение ассигнований из федерального бюджета в размере 3 млрд. рублей в год эквивалентно разовому повышению тарифа на услуги организаций коммунального комплекса в сфере водоснабжения и водоотведения на 1 процент. В то же время поддержка реализации региональных программ позволит осуществить необходимые институциональные преобразования на региональном уровне, что будет способствовать увеличению объема долгосрочных частных инвестиций, в том числе с использованием заемных средств.
Задачи Программы будут решаться путем внесения изменений в законодательство Российской Федерации и финансирования мероприятий Программы, предусматривающих поддержку региональных программ субъектов Российской Федерации, направленных на развитие водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод.
Целевые показатели и индикаторы реализации Программы приведены в приложении N 1.
Перечень целевых показателей и индикаторов региональных программ развития водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод субъектов Российской Федерации приведен в приложении N 2.
По результатам оценки эффективности Программы может быть принято решение о сокращении на очередной финансовый год и плановый период бюджетных ассигнований на ее реализацию или досрочном прекращении реализации Программы начиная с очередного финансового года.
III. Мероприятия Программы
Реализация задач Программы будет осуществляться по следующим основным направлениям:
совершенствование нормативной правовой базы и проведение мероприятий, направленных на рост инвестиционной привлекательности организаций коммунального комплекса, осуществляющих водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод;
модернизация систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод.
При реализации мероприятий по модернизации систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод возможно появление объектов незавершенного строительства в результате задержки финансирования со стороны субъектов Российской Федерации - участников Программы. С целью минимизации указанного риска в Правилах предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование региональных программ в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, приведенных в приложении N 3, предусмотрено ограничение на предоставление нового транша бюджетных ассигнований из федерального бюджета при наличии объектов незавершенного строительства, строительство (модернизация) которых осуществлялось в рамках ранее предоставленного объема бюджетных ассигнований из федерального бюджета.
1. Совершенствование нормативной правовой базы
Существующая нормативная правовая база не позволяет применять в секторе водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод наиболее эффективные формы управления и добиться исполнения обязательств по обеспечению населения водой необходимого качества. В связи с этим совершенствование нормативной правовой базы будет осуществляться по следующим основным направлениям:
создание правовых, организационных и экономических условий, направленных на рост инвестиционной привлекательности организаций коммунального комплекса, осуществляющих водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод;
совершенствование системы государственного регулирования сектора водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод;
внедрение современных целевых показателей развития и оценки качества деятельности сектора водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, в том числе с использованием международного опыта.
План мероприятий по совершенствованию нормативной правовой базы в целях реализации Программы приведен в приложении N 4.
Мероприятия, направленные на рост инвестиционной привлекательности организаций коммунального комплекса, осуществляющих водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод
Для эффективного развития сектора водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод в России необходимо привлечение частного бизнеса к управлению системами коммунальной инфраструктуры и стимулирование частных инвестиций в их реконструкцию и модернизацию.
Согласно результатам исследования, проведенного Всемирным банком, наибольший экономический эффект от передачи систем коммунальной инфраструктуры частным операторам заключается в снижении операционных расходов и достигается за счет снижения потерь ресурсов и повышения производительности труда. Так, согласно статистическим данным по Латинской Америке, средний рост производительности труда при передаче объектов водоснабжения частным операторам составил около 40 процентов.
В России в 2008 году капитальные затраты в секторе водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод составили лишь 13 процентов выручки организаций. В среднем в мире это соотношение, по данным компании Глобал Ватер Интеледжен, составляет 43 процента. В результате повышения инвестиционной активности частных инвесторов за счет реализации Программы ожидается увеличение отношения капитальных затрат к выручке сектора водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод и приближение значения этого показателя к мировому.
Для повышения инвестиционной привлекательности сектора водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод частным инвесторам должны быть обеспечены гарантии возврата вложенных инвестиций. Действующая система регулирования, основанная на применении метода экономически обоснованных затрат, требует реформирования, которое должно осуществляться путем установления долгосрочных тарифов и привлечения частных операторов к управлению системами коммунальной инфраструктуры на основе концессионных соглашений.
Помимо этого необходимо обеспечить установление долгосрочных тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала, в соответствии с которым тарифы устанавливаются на срок от 3 до 5 лет.
В случае применения этого метода тариф формируется из следующих составляющих:
доход на инвестированный капитал, сопоставимый с доходом в других отраслях со схожими рисками;
возврат капитала;
операционные расходы, устанавливаемые на долгосрочный период регулирования и индексируемые с учетом роста цен в экономике.
В отличие от действующей системы тарифного регулирования применение метода доходности инвестированного капитала позволяет создать стимул для повышения эффективности операционной и инвестиционной деятельности, в том числе на основе внедрения современных энергоэффективных технологий, организаций.
Метод доходности инвестированного капитала позволяет привлечь частные инвестиции путем гарантии возврата инвестиций. При этом возврат инвестиций осуществляется в течение долгосрочного периода, что значительно снижает рост тарифа на первоначальном этапе.
Вместе с тем при переходе на метод доходности инвестированного капитала компания будет нести ответственность за реализацию инвестиционной программы, обязательства по сокращению операционных расходов и потерь, рост надежности и качества услуг.
Концессионные соглашения являются наиболее эффективной формой привлечения частных инвестиций в сектор водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, поскольку обеспечивают четкие гарантии возврата инвестированных средств.
Изменения, содержащиеся в Федеральном законе "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", упрощают порядок заключения концессионных соглашений, в том числе соглашений, объектом которых являются системы коммунальной инфраструктуры, а также обеспечивают баланс интересов концессионера и концедента. Эти изменения будут способствовать росту количества проектов государственно-частного партнерства на основе концессионных соглашений и привлечению частных инвестиций, в том числе в системы водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод.
Вместе с тем указанные механизмы в ближайшей перспективе позволят привлечь частные инвестиции в сектор водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод только в крупных городах. С целью активизации процессов по развитию систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод в малых городах и населенных пунктах с небольшой численностью населения и неблагоприятным состоянием поверхностных источников питьевого водоснабжения необходимо предоставление государственной финансовой поддержки для реализации региональных программ развития водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод субъектов Российской Федерации.
Совершенствование системы государственного регулирования сектора водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод
Одним из основных методов обеспечения населения чистой водой является установление требований к качеству поставляемой воды и используемой для этого технологической системе и производственным процессам.
Одним из основных мероприятий Программы по созданию и совершенствованию законодательной и нормативной правовой базы в области улучшения качества водообеспечения населения Российской Федерации является подготовка проекта федерального закона о водоснабжении, водоотведении и очистке сточных вод, в котором предполагается предусмотреть:
совершенствование разграничений полномочий органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в этой сфере;
систему договорных отношений в секторе водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод;
основы регулирования качества воды;
разработку форм и механизмов государственной финансовой поддержки обеспечения населения чистой водой;
внедрение современных целевых показателей эффективности и надежности деятельности сектора водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод;
создание стимулов для энергосбережения и механизмов регулирования инвестиций с учетом сокращения удельного потребления ресурсов;
участие саморегулируемых организаций в деятельности сектора водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод;
совершенствование экологического регулирования, в том числе установление порядка определения платы за сбросы сточных вод для организаций коммунального комплекса.
Действующая система регулирования сектора водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод не координирует решения в области тарифного регулирования с показателями надежности и качества оказываемых услуг. В этих условиях организации не имеют экономической заинтересованности в обеспечении установленного качества услуг.
Для решения этой проблемы необходимо разработать (установить) показатели надежности и качества оказываемых услуг в секторе водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, а также установить их значения. Указанные показатели можно разбить на следующие основные группы:
показатели качества водоснабжения (в том числе удельный вес проб воды из водопроводной сети, не отвечающих гигиеническим нормативам);
показатели качества водоотведения и очистки сточных вод (в том числе доля сточных вод, прошедших очистку до установленных нормативов, в общем объеме сточных вод, пропущенных через очистные сооружения);
показатели эффективности деятельности организаций, осуществляющих водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, в том числе доля потерь воды, количество аварий, удельный расход электроэнергии на единицу объема забранной воды.
С целью повышения ответственности и мотивации организаций требуется предусмотреть дифференциацию тарифов по уровню надежности и качества, а также ввести систему, обеспечивающую снижение платы за оказанные услуги организации коммунального хозяйства в случае отклонения показателей по надежности и качеству оказанных услуг от целевых показателей, если указанные показатели были утверждены в привязке к инвестиционным программам этих организаций.
Реализация механизма дифференциации тарифов в зависимости от показателей надежности и качества оказанных услуг будет осуществлена в развитие федерального закона о водоснабжении, водоотведении и очистке сточных вод и постановления Правительства Российской Федерации, призванного определить показатели надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг организациями, разработка проектов которых предусмотрена планом мероприятий согласно приложению N 4.
Указанное Постановление Правительства Российской Федерации должно в том числе предусматривать разработку методических указаний по расчету уровня надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг в секторе водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, а также разработку методических указаний по расчету и применению понижающих (повышающих) коэффициентов, позволяющих обеспечить соответствие уровня тарифов, установленных для организаций, уровню надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг.
Подробная и полная информация на сайте рг